грн.

Украинский рушник как давняя традиция

Народное искусство Украины отмечается большой самобытностью. В многочисленных вышитых полотенцах чувствуется архаика, а также гармония красоты и пользы, потому что эти предметы быта играли важную роль не только при обрядовых действах, но и каждый день. Это искусство содержит древние образцы, на которые почти не повлияла мода. Хорошо сохранились традиции в том числе и в народной вышивке. В ней особое значение имеют материал, техника исполнения, композиция и собственно орнаменты. Вышивкой наши предки занимались повсюду. Каждый регион, район и даже каждое село и сейчас отличается своими особенностями. Девушки еще с детства стремились приготовить себе побольше рубашек и полотенец, так как украинки того времени могли выйти замуж довольно рано.

Классический украинский рушник был 40-50 см в ширину и 2-3 м длиной, работа над ним не казалась простой, поскольку полотно не могло состоять из нескольких частей, допускалось использование только цельного куска ткани. Как на тканых, так и на вышитых полотенцах орнамент сосредоточен на концах и переходит к центру легким узором, который состоит из свободно разбросанных элементов. Самым популярным эпитетом к слову рушник давно является слово «чистый», что, по мнению исследователей, свидетельствует о больших эстетических идеалах народа.

Рушники, как и народную одежду, стоит разделять на два типа: тканые и вышитые. Более древней техникой считают ткачество, потому что оно использовалось, прежде всего, для создания ковров и влияло на качество жизни украинцев. Что касается полотенец, то к основной ткани в процессе последовательно добавлялись красные, белые, черные нити. Таким образом образовывался линейный орнамент из ниток классических цветов, собранных в узкие и широкие полосы. Но и вышивка как вид народно-декоративного искусства, известна в нашей стране еще во времена скифов, которые часто вышивали на коже.

В центральных районах Украины - на Полтавщине, Киевщине, Черниговщине - широкое распространение получила орнаментация растительных форм: ветки с цветами, которые составлены в букет, дерево-цветок, вазон-цветок, формы которого часто разные. Вышивают чаще всего белыми нитками, изредка - красными и серыми, для контраста и выразительности узор по контуру обводят черными или красными полосами.

Часто для выполнения орнамента использовали различные виды техники. Здесь сочетались настил, вырезание, резь, сквозная двусторонняя гладь. Сочетание глади с мережкой - один из лучших видов народной вышивки. Такие изделия использовали для особо торжественных событий, чаще всего свадьбы, семьи, крестин. Именно полтавские полотенца и вышиванки считаются одними из самых сложных, поскольку преобладали там пастельные цвета и вышивать белым по белому, или пепельными нитями удавалось действительно умелым мастерицам.

Название многих техник для вышивания происходит от того, как выглядит шов или на что он похож: куриный след, соловьиные глаза, гречка, овсянка, букеты, розы, клевер, дубки, сосна, собачки, гвоздик - это далеко не весь перечень оригинальных народных названий швов.

Техника вышивания Харьковщины и Луганщины имеет разноцветные орнаменты, которые выполнялись в основном крестиком, но обязательно грубой нитью, благодаря чему создается впечатление рельефности, иногда для такого эффекта сочетали различные по структуре нити. Почти в каждом изделии встречается розетка, наиболее древний мотив вышивки. В Донецкой области преобладал на рушниках красный цвет, меньше черного, а еще непременно щедро вышитыми были именно рукава рубашек.

Вышивки Полесья простые и четкие по композиции. Местная вышивка имеет тенденцию к одноцветности, но доминирует красный цвет. Случается и вкрапления синих и черных нитей, однако красные все же преобладают. Со временем геометрические орнаменты дополнились растительными, зооморфными. На полотенцах, вышитых полесскими мастерицами, часто видим калину и виноград. Калина - символ взрослой девушки, настоящей женщины. Поэтому такой мотив - не редкость для свадебных рушников. Кроме того, калина - символ крови и бессмертного рода.

Южным районам Украины, где население долгое время было неоднородным из-за социально-политических обстоятельств, свойственно сочетание мотивов и вышивальных техник разных местностей, поэтому на полотенцах присутствует большинство типовых геометрических фигур с различными вариантами сочетания. Запорожский регион не имел значительных особенностей в вышивании полотенец, но был хорошо известен так называемыми минималистическими чумацкими вышивками, где украшали вышивкой только воротник.

Для Подолья характерные красочность и разнообразие швов., А центральный мотив узора чаще всего - ромб. Мотив ромба был характерен не только для вышивки, но и резьбы, ткачества, росписи писанок и гончарства. Иногда ромб меняет квадрат, поставленный на угол. Косо поставленный квадрат, разделенный на 4 части, символизирует засеянное поле. Также на полотенцах часто можно увидеть прямые, зубчатые ломаные, волновые линии, треугольники и звездочки.

 

На Прикарпатье и в самых горах красота местной природы способствовала популяризации геометрического орнамента, однако контрастного. Этого мастера достигали благодаря сочетанию классического черного и красного с яркими желтыми и зелеными. Особенностью творческой манеры западных мастеров сознательное увеличение отдельных элементов, часто они сосредоточивали внимание на центре композиции. На вышивке нередко встречаются солярные знаки, наиболее употребительным была восьмилепестковая розетка, которая в народе называлась восьмериком. Она, по словам исследователей, обозначена знаками Воды и Огня - именно эти две силы в большинстве мифологий ассоциировались с мужчиной и женщиной. Символом воды и огня издавна был крест, где горизонтальная линия обозначала пассивное женское начало, а вертикальная - мужское. Такую же символику имеет распространенный во всех регионах красный цвет. Полотенца и домашние обереги ткались и вышивались красными нитками.

Один из самых популярных мотивов для украинского рушника - птица, которая передается достаточно обобщенно. Характерно профильное изображение двух птиц с деревом жизни в центре. Иногда птицы изображены на ветвях с цветами, ягодами. Птицы - символы человеческих душ. Во многих узорах можно узнать голубей, уток, лебедей, павлинов, орлов.

Для вышивания украинцы использовали как льняное, так и конопляное домотканое полотно. Льняные ткани по своей структуре мягкие, сероватые и мелко переплетены, тогда как конопляные - грубые, и кроме серого оттенка, немного зеленоватые.

Толщина пряденой нити сильно влияет на структуру полотна, а соответственно - и на качество вышитого изделия. Тонкие полотна, прежде чем вышить, старательно отбеливали различными доступными методами: летом - в воде и на солнце, зимой - на морозе. Это придавало ткани блеска, она как бы серебристо переливалась.

Глубина художественной фантазии мастера проявлялась в различных рецептах окрашивания нитей природными красителями. Украинцы хорошо знали химические свойства природных материалов. Это давало возможность получать различные оттенки. Льняные, конопляные, шерстяные, отбеленные или окрашенные нити - основной материал, который использовался для вышивания. С середины XIX века на территории Украины начали использовать и шелковые нити. Говорят, что именно они - самые ценные, потому что нить длиной до 2 м состоит из отдельных тонких паутинок кокона шелкопряда. Это означает, что волокна нити - целые по всей длине. Но удовольствие это недешевое, поэтому такую ​​роскошь могла себе позволить не каждая девушка.

Сегодня используют, кроме шелка, и другие нити, например, мулине, гарус, акрил, поэтому не обязательно путешествовать во времени, чтобы получить полотенце или вышиванку своей мечты. Наша компания уже более 10 лет занимается изготовлением вышитой продукции и с радостью воплотит в жизнь все ваши самые смелые пожелания относительно вышиванки, рушника и даже постельного белья.